Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое дело приносит мне успех и повышает мою самооценку
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

ОТЦЫ И ДЕТИ

Кунакова Н.Ю.

педагог-психолог


«Можно сменить рубашку, род занятий, убеждения.
Можно переменить жену. Но нельзя переменить ребенка.
Он родился, вы принадлежите ему, вы в его власти…
Ребенок необратим».
Эрве Базен «Ради сына»

Эта статья написана по материалам публикации в газете «Школьный психолог» выступления школьного психолога Риммы Габидуллиной на родительском собрании. Она предложила школьникам написать сочинение на темы: «Каким должен быть отец?», «Мой папа», «Каким я буду отцом?». Более 500 работ дали бесценный материал для анализа отношения детей к своим отцам и тех качеств, которые ценит ребенок в отце. Тревогу вызывает факт, что примерно 12% школьников написали, что не любят своего отца, что свидетельствует о существующих проблемах в отношениях отцов и детей.

Содержание сочинений отличается в зависимости от возраста школьников, их жизненного опыта.

Для младших школьников самое главное, чтобы папа уделял им как можно больше времени, помогал делать уроки, гулял с ними, читал сказки, играл. О своем отце младший школьник написал так: «Мой папа самый красивый, самый сильный, самый смелый, самый веселый. Он все умеет . Мой папа самый лучший на свете».
Для подростков главное, чтобы слово отца не расходилось с делом, чтобы его уважали, чтобы отец вносил веру в завтрашний день, спокойствие в семью. Надежность и стабильность в отношениях вызывает у подростков позитивный отклик. Вот что пишут подростки: «Мой папа любит правду и ненавидит ложь. Я хотела бы, чтобы папа был моим наставником и не бросал меня в трудную минуту. Чтобы он был порядочным человеком, уважал меня и маму. Отец должен больше времени уделять детям, а не говорить «Я занят». Папа должен быть ласковым, трудолюбивым. Заботиться о жене и детях. Главное, чтобы папа как можно больше времени уделял своему ребенку».

Некоторые дети видят в своих отцах лишь источник денег и материальных благ, и, если отец не может их обеспечить, он не заслуживает уважения. Вот некоторые выдержки из детских работ: «Я хочу, чтобы у моего папы было много денег, чтобы он покупал мне все, что я захочу». «Я хочу, чтобы у папы был «мерседес» и четырехэтажный дом» «Я хочу, чтобы мой папа был банкиром и у него было много денег».

В ряде семей существует практика обсуждения материальных трудностей в присутствии детей. Помочь в решении материальных проблем дети не могут, но ребенок может беспокоиться из-за нехватки денег и чувствовать вину за то, что на него много тратят.

Старшекласснику нужен отец, который идет на откровенный разговор, которому можно довериться. «Я люблю своего отца за понимание, за то, что он меня бережет, никогда не дает в обиду. За то, что он предостерегает меня от неверных поступков. Конечно, все мы привыкли доверять свои секреты и заветные мечты маме, но я с некоторыми проблемами обращаюсь к папе, так как считаю, что никто лучше него не решит моих трудностей. Папа иногда проявляет излишнее любопытство к моим личным делам, но я не обижаюсь на это и считаю, что это самая обыкновенная забота и проявление любви».

«Я горжусь своим отцом за честность и справедливость. Он является тем источником силы, в котором я нуждаюсь. Когда у меня что-то не получается и я опускаю руки, он вдохновляет меня и утверждает, что все получится. Он говорит, что много совершил в жизни ошибок, на которых учился и это свойственно всем людям».


Для старшеклассника важно, чтобы отец понимал современную молодежь, верил в нее, верил в своего сына, в свою дочь. «Главное, чтобы папа любил своих детей. Больше всего мне бы хотелось, чтобы отцы относились справедливо к своим детям. Ведь если отец требует от своего ребенка невозможного, то ребенок перестает уважать своего отца. Отец не должен унижать ребенка. Он не должен быть равнодушным к моим проблемам, но в то де время он не должен навязывать мне свое мнение. Он не должен ограничивать мою свободу. С папой я могу пошутить и поговорить серьезно».

Гордость за своего отца – это моральный фундамент для развития личности ребенка. К сожалению, очень многие дети испытывают стыд за своего отца. «Мой папа пьет. Я хочу, чтобы он не пил, и любил меня и мою маму». «Мне не нравится, что мой папа повышает на меня голос по пустякам. Отец не должен кричать на ребенка и тем более бить его».

«Мне не нравится, что когда папа приходит с работы, он лежит на диване, смотрит телевизор. Я хотела бы, чтобы он поиграл со мной». «Я хочу, чтобы мой отец не забывал обо мне, не говорил, что лучше бы кто-то другой был его сыном». «Я хочу, чтобы хотя бы раз в месяц мы всей семьей ходили на природу».


А вот какими отцами дети себя представляют. «Мне кажется, что все мальчики хотят скорее стать взрослыми и стать папами. Когда я стану папой, я буду очень внимательно относиться к своему ребенку. Я буду водить его в детский сад, поведу в первый класс. По вечерам я буду читать ему сказки. Мы будем заниматься спортом, ходить на прогулки». А вот другое мнение: «Папа – это хозяин дома. Он должен приносить основную часть доходов в семью. Его главная цель – наведение порядка везде и всюду. Он должен сдержать детей в строгости. Он не должен иметь никакого отношения к женским и детским делам».

А вот какие пожелания написали дети свои отцам:
  • «Хочу, чтобы папа никогда не старел, не болел. Чтобы он был счастливым, радовался жизни, чтобы сбылись все его желания. Спасибо, папа, за то, что ты есть».
  • «Я хочу сказать отцу, пусть он вспомнит свое детство, своего отца и то, что ему не нравилось в нем, и постарается избежать этих пороков».
В последние годы психологи все больше говорят о роли отца в воспитании детей, ведь недаром гласит народная мудрость: «Ребенок – памятник отцу».