Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое сознание настроено на успех и положительные перемены
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Размышления на тему наказания в школе
Для тех, кто работает с детьми и подростками

Пучкова Е.Ю.

врач-психотерапевт


В настоящее время все чаще в средствах массовой информации обсуждается тема взаимоотношений учеников и учителей. Особо накаленной была тема подростков и их бунтарского – протестного поведения. Сейчас учителя уже не справляются с поведением в младшей школе.
Трудно порою разобраться кто прав, а кто виноват в конфликте. Возможно, что учителя, были слишком требовательны и директивны, и не могли контролировать свои негативные чувства и высказывания в отношении к ученикам, и вероятно, что и дети были слишком возбуждены и взбудоражены, что не слышали просьб и слов учителя.

Слова в настоящее время потеряли божественный (сакральный) смысл. Много разговоров, угроз, предупреждений, и такое впечатление, что в этом диалоге Учитель - Ученик, никто никого не слышит, или не хочет слышать, или, возможно, не верит угрожающим словам.

Конечно, у педагога есть определенная цель во взаимоотношениях с учениками, для него важно создать комфортную обстановку, условия для процесса обучения. И, безусловно, удовлетворением от своей работы для Учителя будут - крепкие знания учеников и умение применить их в своем дальнейшем развитии и обучении.

Порой Учитель так требователен к тишине и вниманию на уроке, что все свои силы направляет на удержание дисциплины. Без сомнений, тихая атмосфера удобна для донесения, проговаривания материала, и учитель, как артист на сцене, желает внимания и восторженных взглядов, а может он учитель, чувствует себя пророком, наставником, что он передает знания накопленные веками. Какие роли учитель примеряет, когда выходит на встречу к ученикам, а может он «дрессировщик», который заставляет следовать своей плетке, а дети для него лишь зверюшки... В каком состоянии, настроении, находиться педагог, как он следит за собой, способен ли он заботится о своих чувствах. Может он приходит в класс для того, чтобы «сорвать зло», отреагировать свое негативное настроение, неудовлетворенность чем-либо или кем-либо в автобусе, в семье. Как он сохраняет в чистоте свою внутреннюю жизнь и благие намерения в отношении учеников. Может быть, учитель на правах старших, пользуется своим положением для унижения тех, кто более зависим от его прихотей и настроения. Способен ли педагог почувствовать себя на месте наказанного, как он делает замечания, из какого состояния и позиции. Готов ли он понять ученика, быть эмпатичным, принимающим и понимающим, есть ли у него на это внутренний ресурс, позиция. В каком направлении развивается учитель и способен ли он развиваться. И является его Душа зрелой, ведь возраст и знания, это не то, что делают нашу Душу целостной, мудрой и любящей. Ведь наказание, сказанное в спокойной форме в состоянии любви и принятия, быстрее дойдет до ребенка. Только такие слова могут быть услышаны другой Душой, и тогда возможны изменения во взаимоотношениях.

А чувствуют ли учителя учеников? Как педагоги понимают их маленькие страхи и неуверенность или они их больше запугивают? Как учителя относятся к тревожным состояниям учеников, как они объясняют это им, их и свои чувства? Способны ли учителя нести позитивную установку в отношениях с учениками? на чем строят они отношения?

Возможно, что своим поведением, порой неуместным, ученики стремятся, что-то донести до Учителя. И можем ли мы понять этот непростой язык...

Много вопросов и у каждого, кто заинтересован в отношениях с детьми и подростками, в вопросах воспитания, есть свой взгляд и своя позиция. Я предлагаю следующие рекомендации:

Принципы создания здоровой рабочей атмосферы Дэвид Мейстер по книге « Делай, что исповедуешь»:
  • Всегда исходите из того, что самый большой грех – это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  • Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  • Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  • Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  • Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  • Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.
  • Забудьте о покровительственном тоне.
  • Создавайте условия, а не диктуйте их.
  • Верьте людям, с которыми работаете.
  • Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  • Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  • Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно - профилактиеской работе с «трудными» и их семьями, мы адресуем несколько конкретных советов:
  • Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, « испорченном» подростке хорошие стороны.
  • Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
  • Нельзя относится к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д. )
  • Никогда не злоупотребляйте доверим подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между Вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
  • Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз « Такой то неисправим, он кончит в тюрьме» Знайте, если эта предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
  • Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли , нужно время.
  • Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяется причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам.

В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако, следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка и ребенка.