Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Любовь к себе побуждает меня к новым успехам и достижениям
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Общаемся с ребенком

Богачкова Н.Л.

Педагог-психолог




"Сколько времени вы проводите со своими детьми?" – эта тема затрагивается во многих статьях и публикациях, посвященных детско-родительским отношениям.

Но ребенок вряд ли сможет назвать  точное количество часов или минут, проведенных  с мамой и папой. Зато он наверняка подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли ему это приятно: "Мы ходили в парк, катались на аттракционах, а после ели мороженое. Было здорово кататься с папой на автодроме..."
Для ребенка важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Десять минут сердечного разговора (в психологическом смысле слова), для ребенка могут оказаться гораздо важнее, чем целый день рядом с занятыми «взрослыми» делами родителями.

Ребенку необходимо не просто физическое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.

Например, дорога в детский сад или школу. Можно за это время успеть что-то обсудить, построить совместные планы на вечер, над чем-то весело посмеяться. И на целый день у обоих останется ощущение общности, которое так хочется повторить. А можно идти молча, мать мысленно уже на работе, малыш - в детском учреждении. Они не общаются, они просто находятся рядом.

"У меня не хватает времени заниматься с ребенком", - часто говорят родители. Но на самом деле какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно тех вечерних часов, когда все дома, а также выходных дней. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком.

Иногда родителям бывает трудно решить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам решит эту проблему. Чего-чего, а выдумки, оригинальности в этом деле детям не занимать. Не мешайте им, и вы быстро будете втянуты в разнообразнейшие мероприятия.

Если будете слушать и отвечать, вас просто погрузят в море вопросов о том, как устроен автомобиль, откуда появляются дети, почему зимой холодно, а летом жарко. Вам, наверное, тоже станет интересно, что делает ребенок в садике, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Вы узнаете много нового друг о друге, почувствуете, что стали ближе друг другу.

Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребенком. Чем и как? Вот несколько вариантов:
  • Вы предлагаете ребенку подключиться к выбранному вами занятию. Например, берете его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете присоединиться к уборке квартиры, приготовлению пищи и т. п. Участвуя в ваших делах, ребенок познает мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребенком, научились согласовывать действия, даже самая тяжелая работа станет для него большим удовольствием. Главное - не задавить ребенка своим авторитетом, опытом, "мудростью", оставить ему место для инициативы, творчества,  возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упреки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребенка желание заниматься совместной деятельностью. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребенка. Он растет и развивается, учится на своих ошибках сам.
  • Вы вместе с ребенком сообща придумываете интересное занятие. Тут главное, чтобы выбор был в равной мере предпочтителен для обоих, иначе один из вас будет чувствовать, что делает что-то ради другого, хотя хотел и сам лично получить удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть демократично. Это непростое дело! И дети, и вы должны научиться находить общее решение без ущерба кому-либо. Варианты совместных дел могут быть самые разнообразные: от прогулки  до разыгрывания спектакля в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе. Еженедельный совет семьи по вопросу, как провести выходные, улучшает жизнь семьи в целом.
  • Вы подключаетесь к деятельности своего ребенка. Например, становитесь его игровым партнером. В этом случае вы подчинены ему и логике игры. На время вы не руководитель, авторитет, родитель, а равноправный участник игры.
Если первые два варианта достаточно часто встречается в семейной жизни, то о третьем этого не скажешь. До недавнего времени детская игра  считалась чепухой, на нее мало обращали внимания как родители, так и педагоги: "Это детская забава, пусть они ею и занимаются". Только в середине XX столетия психологи стали изучать игру и рассматривать ее как важный фактор психического развития ребенка. Теперь мы знаем, что игра в жизни детей имеет столь же большое значение, как во взрослой жизни - общение, творческая работа. Игра - это детский способ осмысления окружающего его мира, включения в мир взрослых, и имеет полное право на уважение. Играть с ребенком - это не значит стать маленьким, забавляться. Кроме удовольствия от совместной игры, вы ясно поймете, чем занимаются ваши сын или дочь, что их волнует.

"Изнутри" детская игра кажется значительно серьезнее, глубже. В ней разворачиваются настоящие жизненные драмы, решаются проблемы. Она имеет глубокий смысл, о котором мы часто и не подозреваем. Поэтому совместная игра – один из лучших способов узнать, что волнует ребенка, как он воспринимает окружающих людей, в том числе и вас.

Попробуйте поиграть в семью. Возьмите себе роль ребенка, а ребенок  будет отцом или матерью. Хотя фантазия ребенка чрезвычайно богата, то, во что он обычно играет, мало выходит за рамки опыта, полученного в семье. Прислушайтесь, что говорят ваши дети, будучи «родителем». Как они обращаются с "ребенком" - ласково, сердито, грубо - и вы увидите себя в зеркале своего наследника. Многое вас удивит и заставит задуматься. Кроме этой выгоды в игре, у вас есть прекрасная возможность показать ребенку, что вы сами чувствуете, общаясь с ним, какое его поведение вас будоражит. Например, что-то в его поведении вас выводит из терпения. Скажем, по утрам, когда нужно спешить, хотя вы заранее договорились, как будете действовать, ребенок начинает по разным поводам капризничать. Вечером сыграйте его поведение как можно образнее, пусть он сам в роли отца или матери попробует справиться с этой ситуацией Может быть, ребенок в игре, в спокойном состоянии иначе посмотрит на свое поведение и поймет, почему родители не слишком вежливо обходятся с ним при таких обстоятельствах.            Однако чрезмерно увлекаться такими "примерами" психологической коррекции не следует - ребенку вы можете стать непривлекательным партнером. В первую очередь игра - это обоюдное удовольствие. И не забывайте, что в игре лидер и авторитет - ребенок, а вы - робкий ученик. Не переступайте границ своих полномочий.

Все три варианта общения с ребенком необходимы для полноценного общения. Когда вы включаете ребенка в свою деятельность, он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость, научается придерживаться определенных норм поведения не потому, что вы так велите, а потому, что таковы требования самой деятельности. В другом варианте, когда вы сообща решаете, что делать, ребенок научается демократическому общению: способам, как выбрать то, что всем, а не ему одному нравится. Он учится общаться на равных. В третьем случае, когда вы включаетесь в детскую деятельность, вы сами учитесь понимать ребенка, а ребенок от совместных игр, где он играет первую скрипку, получает чувство собственной значимости, повышается его самооценка и возникает чувство партнерства с родителями.

И главное. Если ребенок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более теплые чувства.


Источник: Гинтарас Хоментаускас "Семья глазами ребенка"