Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я смело и уверенно прокладываю путь к успеху и исполнению желаний
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Базовые модели интегрированного обучения детей с ЗПР


педагог-психолог
Кривуля А.П.

Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (дефектами психофизического развития) в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Конечная цель такого обучения – социальная интеграция, т.е. включение человека в общество в качестве полноценного его члена.

На то, чтобы 20% школ в России стали доступными для детей с особыми потребностями к 2015 году, из федерального бюджета будет выделено 3 миллиарда рублей. На сегодняшний день в России около 500000 детей с особыми потребностями, связанными с их здоровьем, посещают общеобразовательные учреждения. Всего около 3,5 тысяч школ в России полностью приспособлены для «особых» учеников, и сложности на сегодняшний день- не только с недостатком необходимого оборудования. Не хватает и грамотных, подготовленных к работе с «особыми» детьми специалистов.

Направление ребенка в специальную школу (тем более в интернат) часто осознается как попытка его изоляции от родителей и сверстников, от полноценной жизни, как нарушение его гражданских прав, как проявление дискриминации. Образовательная интеграция детей с особыми потребностями - это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Новый подход к организации образования таких детей вызван к жизни множеством причин, которые можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигшего определенного уровня экономического, правового и культурного развития. Интеграция - это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Следует отметить, что подлинная интеграция предполагает создание оригинальной модели образования, объединяющей, а не противопоставляющей две системы - массового и специального образования. Это организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми потребностями. Обязательное условие интеграции - раннее выявление и ранняя психолого-педагогическая коррекция».

Подлинную интеграцию необходимо отличать от формальной интеграции. Формальная интеграция является новой скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, в действительности, нарушается его право на качественное образование. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.

Организация школьного обучения детей с ЗПР требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующего их особым образовательным потребностям. Исходя из неоднородности и значительного разброса показателей нарушенного развития в психологических характеристиках детей с ЗПР, можно предложить для них следующие базовые модели интегрированного обучения, позволяющие обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для формирования «академического компонента» и «жизненной компетенции» каждого ребенка, определить приоритеты коррекционной помощи и комплексного профессионального сопровождения.

Постоянная полная интеграция (инклюзия), т.е. обучение в массовых классах общеобразовательной школы. Данная модель интеграции может быть эффективна для тех детей с ЗПР, чей уровень психофизического и речевого развития приближается к возрастной норме. Эти дети, как правило, характеризуются незначительным дефицитом познавательных и социальных способностей, а испытываемые ими трудности обучения обусловлены в первую очередь недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Но даже при таком сравнительном благополучии для успешного обучения и социализации они нуждаются в специальной помощи, удовлетворяющей их особые образовательные потребности.Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющего специальную подготовку, и психологом.

Постоянная неполная интеграция, т.е. обучение в гибких классах общеобразовательной школы. В состав каждого гибкого класса параллели вводятся 2-3 ребенка с ЗПР, которые периодически объединяются в одну группу для проведения дефектологом ряда учебных занятий по специальным программам. Эта модель может быть эффективна для тех детей с ЗПР, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Смысл этой модели интеграции заключается в максимально возможной нормализации способов социального и учебного взаимодействия и обучения с целью дальнейшего расширения уже имеющихся возможностей в области образовательной и социальной интеграции. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, психологом, учителем-дефектологом.

Постоянная частичная интеграция, т.е. обучение в классе коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения общеобразовательной школы, при сохранении возможности объединяться на некоторых уроках с нормально развивающимися сверстниками. Эта модель интеграции может быть полезна тем детям с ЗПР, которые способны овладеть лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и все внеклассное время. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения детей с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками с целью расширения их возможностей в области социальной интеграции. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, учителем-дефектологом, психологом.

Временная частичная интеграция, т.е. обучение в специальных (коррекционных) классах 7 вида общеобразовательных школ. Эта модель эффективна для детей, остро нуждающихся в специально организованном коррекционном обучении с учетом структуры нарушения развития. Вместе с тем, они объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками для проведения совместных мероприятий, в основном воспитательного характера и в рамках дополнительного образования. Процесс интегрированного обучения обеспечивается учителем-дефектологом, педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, психологом, педагогом дополнительного образования.

Эпизодическая интеграция ориентирована на специальные (коррекционные) школы 7 вида, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению. Эпизодическая интеграция предполагает участие воспитанников в специально организованных мероприятиях с целью преодоления тех объективных ограничений в социальном взаимодействии, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Процесс интеграции обеспечивается учителем – дефектологом, психологом, социальным педагогом.

Следует особо подчеркнуть, что эффективная интеграция возможна только лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Очевидно, что развитие интеграции требует принципиально нового взаимодействия психологов, педагогов и родителей.

Интеграция не должна противопоставляться системе специального образования, она является "детищем" специальной педагогики, так как введенный в общеобразовательную среду ребенок остается под ее патронатом: либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитываясь в смешанной дошкольной группе, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе (группе).

Каждый интегрированный ребенок нуждается в специальной педагогической помощи и психологической поддержке. В образовательном пространстве страны должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной помощи детям с отклонениями в развитии, интегрированным в общеобразовательные учреждения. Смысл интеграции состоит не в том, чтобы противопоставить две образовательные системы - массовую и специальную, а в том, чтобы сблизить их, сделать проницаемыми границы между ними, обогатить общую педагогику достижениями специальной.

По материалам:
  • Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (№ 1, 2012 год).
  • Малофеев Н.Н.: статья «Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна» (Альманах 11)
  • Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6.