Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Успех любит меня
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Применение игр с мячом в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников


Материал подготовлен Э.В. Калинской и публикуется с согласия автора



Многолетний опыт логопедической работы показывает, что мяч является прекрасным коррекционным инструментом:
  • игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
  • освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
  • помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии
  • развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
  • помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи
  • регулируют силу и точность движений
  • движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)
  • игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей
  • развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
  • развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

Все это является
  • необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов;
  • оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Но вместе с тем хочется отметить, что, несмотря на известность игр с мячом с древних времен, современные дети плохо владеют им. Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

А ведь игры с мячом встречаются практически у всех народов мира.
В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:
  • пластмассовые
  • резиновые
  • надувные
  • из папье-маше и т.д.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
  • ярким
  • легким
  • прыгучим

Как использовать любимую игрушку, применить её в речевом развитии детей, посвящена статья учителя-логопеда надымской школы Ямало-Ненецкой АО Аллы Евгеньевны Толчевой, которая будет интересна не только специалистам, но и родителям.

Зная уровневую теорию организации движений (по Н.А.Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.

А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
  • тремор органов артикуляционного аппарата
  • тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения
При нарушениях:
  • неловкость
  • трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги)
  • ослабление выразительности движений и мимики
  • обедняется голос
  • при письме разновысокие буквы

Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля
Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

Есть два подуровня:
С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения
С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения

При нарушениях:
  • порезы
  • нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)

Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений
Обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:
  • апраксия и диспраксия
  • нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право)
  • затруднена выработка любого двигательного навыка

Е. Уровень символической организации
С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.

По данным Российской Ассоциации дислексии:
50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики


Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон).

Можно:
  • использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
  • подбирать их по цвету
  • вводить с их использованием элементы самомассажа

Упражнения:
  • сжимание мячика
  • обхват пальцами
  • прокатывание
  • прокатывание между пальцами
  • разминание между ладонями

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.


  • «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
  • «Дождик» - прокатывание шариков
  • «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
  • «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
  • «Спираль»
  • «Кто быстрее?»
  • «Снежинки»
  • «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»
  • «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов
  • «Угощение» - использование съемных картинок
  • «Машина и стрекоза»
  • «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки


2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

  • используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
  • применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:
  • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
  • выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
  • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)
  • комплексы упражнений для ног с элементами массажа
  • рисование мячом фигур на полу

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов


Упражнения и игры:
  • «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
  • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
  • «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
  • «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
  • «Тихо – громко»
  • Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
  • Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи


Упражнения и игры:
  • «Мяч бросай и животных называй»
  • «Я знаю 3(5) названий животных» …
  • «Животные и их детеныши»
  • «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
  • «Подскажи словечко»
  • «Скажи ласково»
  • «Составь предложение»
  • «Горячий – холодный» (антонимы)
  • «Из чего сделано»
  • «Лови да бросай – цвета называй»
  • «Третий лишний»
  • «Какой по форме»
  • «Один – много» (множественное число)
  • «Бывает – не бывает»
  • «Кто кем был»