Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я иду от силы к силе, от успеха к успеху, от победы к победе
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Причины и классификация задержки психического развития


Кривуля А.П.
педагог-психолог

Задержка психического развития - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.
Понятие «задержка» подчеркиваетвременной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.

Причины ЗПР:
  • слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребенка;
  • генетически обусловленная недостаточность ЦНС (головного мозга);
  • интоксикации,'инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства;
  • неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания).

В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие определения рассматриваемой категории учащихся:
  • дети с пониженной обучаемостью (У.В. Ульенкова),
  • дети, отстающие в учении (Н.А. Менчин-ская),
  • нервные дети (А.И. Захаров).
Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В рамках социально-педагогического подхода таких детей называют детьми группы риска (Г.Ф. Кумарина).

В 1960-х годах впервые были обобщены клинические данные о детях с задержкой психического развития, полученные в результате комплексного исследования, проведенного под руководством М.С. Певзнер в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Разработанная М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе этих данных классификация выделяет два основных варианта задержки психического развития:
  • нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом,
  • нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и цереб-растенических состояний.
Классификация задержки психического развития, предложенная К.С. Лебединской (1980), учитывает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. Исходя из этиопатогенетических критериев, автор выделяет задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Каждому из этих вариантов присущи как специфические особенности инфантилизма, так и различный, прогностически значимый характер недостаточности познавательной деятельности. Классификация К.С. Лебединской легла в основу критериев отбора детей с задержкой психического развития в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор широко используется педагогами-дефектологами.

Нейропсихологические исследования (И.Ф. Марковская, Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсаков, И.И. Мамайчук и др.) позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры нарушенного развития детей с задержкой психического развития.

В исследовании И.Ф. Марковской (1982) выделены две группы детей с задержкой психического развития. К первой группе отнесены дети с психическим инфантилизмом, ко второй - дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций. Нейродинамические нарушения у детей первой группы выражались в истощаемости и нестойкости психического тонуса, второй - в повышенной истощаемости и инертности психических процессов.
В последующих нейропсихологических исследованиях (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсаков, 1994) были выделены две причины недостаточной сформированности отдельных функциональных систем психики детей с пониженной способностью к обучению. Первая объясняется индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка и не связана с какими-либо органическими нарушениями. Вторую порождают минимальные мозговые дисфункции, при которых происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом.
Результаты нейропсихологических исследований позволили определить психологические параметры задержки психического развития детей (И.И. Мамайчук):

Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности
1. Психофизический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности
2. Соматогенная форма задержки психического развития Сформированность психических процессов.
Астения, раздражительность, слабость
Снижение умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях
3. Психогенная форма задержки психического развития При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.) Возможная «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов
4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза Недоразвитие психических процессов и функций и, как следствие, нарушение интеллектуальной продуктивности. Частичное недоразвитие отдельных психических функций Нарушение умственной I работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств (внимания, памяти, гнозиса, праксиса)

На современном этапе сделаны попытки более детальной дифференциации вариантов задержанного развития, особенно тех случаев, которые относятся к задержке психического развития церебрально-органического генеза и составляют наиболее сложную в дифференциально-диагностическом плане группу.

Эффективная динамика развития детей намечается, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая, педагогическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности детей.

Традиционно выделяют следующие подходы в работе с детьми с ЗПР:
  • индивидуальный подход;
  • предотвращение наступления утомляемости;
  • активизация познавательной деятельности;
  • проведение подготовительных занятий;
  • обогащение знаниями об окружающем мире;
  • коррекция всех видов деятельности;
  • проявление педагогического такта.

Список используемой литературы:
  • 1. Т.Г. Неретина. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
  • 2. Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. – М.: Книголюб, 2006.
  • 3. Дети с ЗПР / под редакцией Т.А. Власовой, В.И. Лубовского. М.: Педагогика 1984.
  • 4. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей. под редакцией К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982.