Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я открываю новые горизонты счастья и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Вместе со школой

Вместе со школой


Н.Л. Богачкова
педагог-психолог

Стало хорошей доброй традицией проводить психологические занятия с учащимися начальных классов лицея №10. В период третьей четверти психологи Центра занимались с детьми по программе «Лесенка радости». Занятия в классах проводили А.А. Ушакова, Н.Л. Богачкова, И.В. Игнатьева, Е.М. Рудницкая.
Система воспитания и образования строится на основе развития интеллекта, несоизмеримо меньше внимания уделяется становлению эмоциональной сферы. А между тем именно эмоциональный мир ребенка способствует его развитию, формированию навыков самопонимания и самовыражения.

Алекситимия – неспособность человека выразить в словах свое эмоциональное состояние, настроение, свои чувства. Это происходит потому, что человек не связывает свой эмоциональный опыт, свои ощущения с определенными названиями. Эти знания начинают приобретаться в детстве. Родители называют словами то или иное состояние  (поведение) ребенка. Мать, придавая определенное выражение своему лицу и сопровождая  это словесным комментарием, приучает (или не приучает) малыша различать свои эмоциональные реакции, определять их.

К сожалению, в современных условиях ребенок растет в среде, где эмоциональной внутренней жизни уделяется слишком мало внимания, интересы взрослых сосредоточены на материальном, рациональном полюсе жизни. Мы все больше ограничиваем себя в выражении своих чувств.

Коррекционно-развивающая программа «Лесенка радости» помогает ребенку войти в сложный мир человеческих эмоций, прожить определенное эмоциональное состояние, дать ему название.
Цель программы – развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Основные задачи:
  • Познакомить детей с особенностями развития эмоционального мира. Задания программы направлены на формирование у детей «эмоциональной грамотности» и предполагают обучение школьников распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, а также умению принимать во внимание чувства другого человека.
  • Создать условия для отреагирования отрицательных эмоций.
  • Способствовать творческой самореализации.
  • Учить доверять себе и другим людям.

Теоретической базой программы послужила теория фундаментальных эмоций К. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и внешним выражениям этих переживаний. Основное содержание работы – знакомство детей с доступными по возрасту эмоциями.  (радость, гнев, грусть, страх, обида, стыд, вина, любовь).

Практически все ребята дифференцируют такие чувства, как радость, страх, любовь. Но, несмотря на понимание и осознание чувства страха, примерно половина детей нарисовали позитивные рисунки с подписью «я ничего не боюсь!». И в отдельных случаях это можно рассматривать как аутотренинг, в других же рисунках прослеживается явный запрет на выражение этого чувства (присутствуют темные цвета, штриховка «до дыр», что говорит о тревожности или  отрицании; картинка совсем не по теме – голубое небо, зеленая травка и т.п. Ребенок, который не летал на самолете, на рисунке боится попасть в авиакатастрофу, т.е. выбирает себе страх, далекий от своей реальности.) А между тем страх – это важное чувство, помогающее собраться в опасной ситуации, или избежать ее.

Уважаемые родители, проговаривайте со своими детьми их страхи, не высмеивайте и не отвергайте их!


Большинство ребят путают чувства вина-стыд, обида-гнев.
Прямые высказывания детей:

«Я обижаюсь, когда не иду в школу»
«Я обижаюсь, потому что не выспалась»
«Я обижаюсь, на плохую погоду»
«Я обижаюсь за двойки и тройки»

На кого и за что здесь обижаться? Очевидно, что дети имеют в виду, например, грусть или злость, но не дифференцируют, не различают свои чувства.

Многие школьники сказали, что гнев, злость – «плохое чувство». Нет плохих чувств, есть плохой способ выражения этих чувств, и именно родители должны научить детей выражать эти чувства безопасно для себя и окружающих. Гораздо хуже, если много «злостей» накопятся внутри, и выплеснутся одновременно и неадекватно.

Чаще говорите со своими детьми о чувствах, эмоциях, обращайте внимание на весь спектр чувств, переживаемых литературными героями, персонажами детских фильмов и т.п.  Обратите внимание на свою семью – как эти процессы происходят у вас дома. Как вы сами реагируете на ту или иную ситуацию, какие внешние проявления себе позволяете или не позволяете.

В начале программы на  вопрос: «Какие чувства вы знаете?» отвечали 30% школьников, называя при этом радость, страх, любовь и грусть. Остальные дети либо молчали, либо повторяли уже названные чувства, при этом не давая им определения.  К последнему занятию большинство детей называли уже 6-8 чувств, и легко объясняли их признаки.

Выражаем благодарность за сотрудничество учителям лицея №10  Руфовой Т.Е.,  Аксеновой Е.Ю., Лукониной Л.В.