Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я иду по пути процветания и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Влияние русско - народных игр на воспитание приемных детей


Зикеева Елена
Семейный психолог
тренер « Школы Приемных родителей» ППС «Успех»
педагог - психолог ДДТ «Созвездие»
На Руси взаимодействие взрослого и  новорождённого ребенка начиналось с   нежных колыбельных,  веселых потешек,  ласковых пестушек,  ритмичных ладушек.

Младенцу  необходимо чувствовать безопасность,  знать что он любим и нужен.  Особенно, в этом нуждаются  приемные  дети.

Взрослые, которые пестовали ребенка,  создавали благоприятные условия жизни малыша :  еда, сон, безопасность. На этом же уровне  необходимой заботы  стоит игровое  общение  с ребенком.

Самые первые игры с младенцем:  смотреть  в глазки,  поглаживать и проговаривать ребенку,  какие у него замечательные  ножки,  ручки, животик, кто он мальчик или девочка, где он находиться, какая утварь окружает его (игра «Сорока»).

Простая  игра  «Ку-Ку» когда лицо взрослого прячется под тканью, а потом  с улыбкой появляется, вызывает у ребенка первые эмоции, чаще всего это радость. Со временем  малыш учится сам прятаться  за пеленочку ,затем  сдергивать ее с себя.  Ребенок чувствует, что его рады видеть, он может  вызвать улыбку близкого взрослого, он принят  в семью.

Все это способствует физическому и психологическому  развитию малыша, осознанию своего тела, формированию границ, развитию личности ( игра « Мишка косолапый»).

Все малышковые народные  игры  ритмичны. Ритм  способствует развитию коры головного мозга: речевого и слухового аппарата, когнитивных функций, саморегуляции.

Войти в ритм жизни ребенка поможет способ наших прапрабабушек: воспитывающий взрослый, неспешно ритмично покачивает  колыбель с младенцем , напевая,  что то в полголоса, погружаясь в таинство  ритма и звука, может вспомнить колыбельные  своих родителей, или придумать собственные, пеленая ребенка в любовь и принятие.

Дети растут. Возможно, со  временем , количество детей в семье изменится.  Появятся младшие сестрички , братишки.

В России в многодетных семьях старшие становились заводилами, обучая  более  младших детей  традициям и играм.

А малыши подрастали.  С возрастом ребенка, изменялись потребности, появлялась надобность  в  умениях взаимодействовать с другими детьми.  В русском фольклоре представлены,  множество игр, где ребенок учиться общаться, заботиться о другом, справляться со стрессом, быть внимательным  к себе. Чаще всего этих компетенции  не достаточно развиты у детей , попавших в сложную жизненную ситуацию. Поэтому приемным родителям рекомендуется пользоваться   русско-народным игровым наследием. Знакомить детей с  хороводными, пальчиковыми, активно-двигательными, сюжетными, ролевыми играми ( игры «Каравай», «Пошел король по лесу»).

В народных традициях большое внимание уделялось и гендерному воспитанию. В сказках, былинах, хороводах, играх подчеркивались женственность и мужественность.

Некоторые дети, оставшеся без попечения родителей, уже в своей жизни пережили отказ родителей, были не выбраны. Поэтому  важно научится в  игровом пространстве делать выбор: как сделать так, что бы тебя выбрали, как  справляться с тем, что выбрали не тебя.

Часто в фольклоре  выбору предшествовало некое испытание воспитывающее выносливость, стратегию и юмор.  Цель такой игры проявить уважение к себе и  другому, быть услышанным, научится чувствовать свои границы и уметь отстаивать их, познакомится с множеством вариантов взаимодействия с людьми через открытость и традиции ( игра Бояре).

Дети которые пережили предательство взрослых, испытывают дефицит доверия, безопасности, принятия.  Они могут быть  эмоционально холодны или напротив легко  эмоционально возбудимы.  Фольклорные круговые игры помогут  вернуть веру в себя и окружающий мир.   Хороводные игры сопровождаются слаженным напевом. Это благотворно влияет на участников хоровода, все двигаются  в одном ритме, чувствуя себя защищенными и сильными, ощущать  мощь коллектива и себя в нем. Так рождается содружество или дружина (игра  Кострома).

Приемные  родители могут  вспомнить  о собственном детстве,  рассказать детям  об  интересных  играх,  и  таким ценным наследством,  обогатить  воспитание  детей и стать ближе друг к другу.
          
Таблица: формирование психологической зрелости в соответствии с возрастом с помощью фольклорных игр.

Игры
Возраст
Что формируют
Сорока
Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.
от 0
Формирование привязанности.
 Массаж ладошки (пальчиковая моторика), развивает центр Боррока  и влияет на развитие речи.  Взаимодействие  с пальчиками малыша, нежное неспешное говорение взрослого, влияет на  нервную систему и успокаивает ребенка.
Мишка косолапый
Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ.
(топаем ногой)
1-3
Развитие памяти, слуховой фонетики, воображения. Азы сюжетной игры. Определение эмоций и причинно - следственных связей.
Каравай
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
«Как на Мишины ( имя ребенка) именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
«Я люблю, конечно, всех,
Только <имя> — больше всех!»
и танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим. Если игра начинается с настоящим именинником, то для того, чтобы игра получилась весёлой, надо постараться, чтобы в центре круга после него побывали все гости.
от 2
Формирует привязанность.

Игра на сплачивание семьи, формирование традиций.

Развитие таких качеств как доверие, умение проявить интерес к другому человеку,  умение сделать выбор, умение дождаться своей очереди быть в кругу.

Расширение ощущения себя в мире, развитие  ориентации в пространстве ( верх, низ, широта,  узость)
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Играющие становятся в круг.
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцесу, принцессу, принцессу,
("король" выбирает "принцессу" и понарошку , обозначая , надевает ей на голову "корону")  Оставаясь вместе с принцессой  девочкой в кругу выполняет те же движения что и остальной хоровод.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все подпрыгивают)
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(дрыгают ножками)
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(хлопают руками)
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(топают ногами)
Головкой покачаем,
(качают головами)
Сначала начинаем!
(девочка возвращается на свое место) .
Шел король по лесу.. .
("король" выбирает новую "принцессу").
 от 3
Игра на воспитание гендерных отношений.

Игра на сплачивание коллектива.

Развитие таких качеств как:

умение проявить интерес к другому человеку, 
умение сделать выбор, прожить грусть если выбрали не тебя,
 умение  проявить свое желание быть выбранным,
умение договариваться с другими детьми.
Бояре
Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие, крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем, двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

 Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли!
 Бояре а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
 Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
 Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:
Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
 Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:
Бояре она дурочка у нас!
Молодые, она дурочка у нас!
Бояре, а мы пряничком ее!
Молодые, а мы пряничком ее!
 Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
 Бояре, а мы плеточкой ее!
Молодые, а мы плеточкой ее!
 Бояре, она плеточки боится,
Молодые, она плеточки боится!
 Бояре, не валяйте дурака!
Отдавайте нам невесту навсегда!
 После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.
с 6 лет
Игра на воспитание гендерных отношений.

В старину  на Руси эта игра  имела
глубокий смысл,  взросление и переход ребенка-девочки во взрослое состояние.

Игра развивает: умение проигрывать,  ставить цель,  и добиваться выбранной цели, договариваться с коллективом.

Почувствовать себя лидером или исполнителем.

Умение  выстраивать стратегию  и учитывать факторы неожиданности.
«Кострома»
Выбирается вода – «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки и двигаясь по кругу разговаривают громко пропевая слова с «Костромой»:
Дети: «Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»
После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой».
 с 6 лет
Умение рассчитать свои силы, справляться со стрессовыми ситуациями.

Проживать страхи.
Умение справляться с собственной агрессией и агрессией направленной на тебя.

Поиск дополнительных ресурсов организма в состоянии возбуждения.