Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Вселенная поддерживает мое стремление к успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Умел дитя родить – умей и научить

гласит народная мудрость


Н.Д.Булатова
кандидат педагогических наук
профессор МГУКИ
Известно, что обучение и воспитание детей исторически возникло с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура и народное воспитание.

Предметом всеобщего поклонения в семье считались дети. Рождение ребенка – большой праздник в семье. В честь рождения ребенка матери дарили подарки, а отец или дед сажали в честь первенца дерево: липу, рябину, чаще березу...
В народе говорили:

«Дом с детьми – базар, без детей – могила»,
«Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле»,
«Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын»,
«Куда матушка, туда и дитятко».


Известно, что дети в основном наследуют родительские традиции, дополненные временем. Народ же на протяжении веков вырабатывал красивый, и полезный свод правил – педагогических, медицинских, бытовых.

Большой научно-педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания, каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят:
  • «Воспитание – бесценное богатство».
    Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом:
  • «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».
    В житейской практике бытуют такие методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк и др.
Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословление:
  • «Пусть будет благословен твой дом, живи до свадьбы детей своих», - скажет народ человеку, создающему молодую семью.
Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк.
Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей:
  • «Привычка трёхлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет»,
  • «Ребёнка надо воспитывать, пока он в колыбели».
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространённых памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определённую воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности (например, задача загадок – развивать мышление, приучать анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности).

Труд, трудолюбие, т.е. воспитание любви к труду, любви к настоящим умельцам, любви к людям труда, в народной педагогике занимает особенное место, являясь мерилом ценности личности.

Именно труд является сердцевиной народной педагогики. Наши предки упорно и много трудились. Земледельческий труд в прошлом был настоящим подвигом, требующим постоянного напряжения, самоотдачи, терпения.

О труде, работе, мастерстве, ремёслах сложено много пословиц и поговорок, где воспеваются трудолюбие, труд как основа жизни и блага, народные умельцы, люди труда.
  • «Праздность – мать пороков»;
  • «Без дела жить – только небо коптить»;
  • «Не печь кормит, а руки»;
  • «О добре трудиться – есть чем похвалиться»;
  • «Не учи безделью, а учи рукоделью».
Труд – сама жизнь народа. И поэтому народное искусство, народное творчество, художественные промыслы всегда сливались с трудовой деятельностью народа. Воспитание трудолюбия – главная забота воспитания, любить труд и людей труда – важнейшая заповедь народной системы воспитания.

Общественное мнение высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в детях с малых лет.

В народной педагогике существовали такие основные приемы и методы воспитания трудолюбия, как подражание взрослым в форме игры, небольшие поручения, домашние обязанности и др., т.е. определенные традиции трудового воспитания.

В народном воспитании учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей; по-разному готовили к труду мальчиков и девочек (девочке дарили маленькую прялку, а мальчику маленький топорик или какой-нибудь инструмент, чтобы «мастерить учился»).

Различные народы, используя свой жизненный многовековой опыт, учат одному и тому же. Например, проповедуя идею необходимости приобщения детей к труду, различные этнические общности говорят практически одно:
  • «Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается» (русская);
  • «Ветку гнут, пока она сыра, ребёнка воспитывают, пока он мал» (адыгейская);
  • «Дерево гнётся молодым побегом» (осетинская);
  • «Работать – так обеими руками» (осетинская);
  • «Не надейся на силу, надейся на труд» (кабардинская);
Прививалась идея о том, что плоды любого труда даются непростой ценой:
  • «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть» (русская);
  • «Начало работы – колючка, а конец её – мёд» (осетинская);
  • «Не съешь орехового ядрышка, пока скорлупу не разобьешь» (балкарская);
  • «Не вырастишь овощей – не сваришь и щей» (русская).
  • «Кто не знает, как обрабатывать землю, тот сеет просо по гальке» (абазинская).

Литература:
  • Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999.
  • Булатова Н.Д. Этнопедагогика. Метод.пос. –М.:МГУКИ, 2007.