Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я формирую привычки, способствующие моему успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Религия как фактор духовно-нравственного воспитания и развития личности


Н.Д.Булатова
кандидат педагогических наук
профессор МГУКИ
Религия традиционно играла большую роль в жизни общества; после семьи, религия является важным фактором формирования духовности человека. Безусловно, духовность человека определяется не только религией. Можно быть убежденным атеистом, но поступать по совести, быть честным и порядочным человеком, понимающим и ориентированным на общечеловеческие ценности. Или, к примеру, религиозный фанатик, будоражит, вызывает в душе неприятие и беспокойство. Истинная вера должна быть в душе, в поступках и помыслах, и здесь любые крайности ни к чему хорошему не приведут. Как говорится, каждый выбирает для себя «женщину, религию, дорогу…». Поэтому эта тема очень сложная и важная. Сложность ее обостряется неоднозначными взглядами на религию и ее влияние на воспитание личности.
В разное историческое время было разное отношение к религии, в советское время церковь была отделена от государства, общество было освобождено от влияния религии, значение религии падало в жизни общества, в социализации. Было время «увлечения» религией, посещение службы, ношения креста и т.д. Но вера в Бога не может и не должна стать модой. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), и в третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Известно, что религия – это специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий). Религия – важнейший феномен человеческой цивилизации, в соответствии с национальными и межэтническими проблемами она играла и играет прямо противоположную роль этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.
«Религия близка и к такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Но ведь религия сама тоже во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа божественна – это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной иволгой, - это не только языческое, это нечто высшее, не исключающее ни буддизма, ни магометанства», - рассуждает в своей книге «Этнопедагогика» Г.Н.Волков.
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складывались и определялись требованиями, основанными на религиозных канонах. Во всех религиях мира можно найти общие принципы духовного воспитания, нравственные ценности. Религии разных народов содержат мудрость многих людей и поколений, выдержали испытание временем, поэтому с полным правом можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов и ценностей. Приведем «Золотое Правило», проповедуемое шестью мировыми религиями:

Буддизм Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм Что ненавистно тебе, не делай другому.

Даосизм Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.

Ислам Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.

Христианство Поступай с другими так, как захочешь, чтобы поступали с тобой [Цит. по кн. Кукушина В.С. См.2].

Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы. Религия – это часть национальной культуры народа. Библия и Коран, священные книги двух мировых религий, являются величайшими памятниками письменной культуры человечества. Историки описывают важную роль религии в жизни человека. Центральная функция религии, с которой она, безусловно, справилась, формирование нравственности, иначе говоря, - того главнейшего качества, которым состоявшийся человек отличается не только от животного, но и от человека-зверя, человека-монстра (Кукушин В.С.). Ученые отмечают, что если бы Бога не было, его следовало бы придумать…
Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический (Т.В.Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент – этот тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богослужению, догматике, священной истории; нравственный – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях [Цит.дана по кн. Мудрик А.В. См.3].
Разнообразны и средства религиозного духовного воспитания. Так, например, в христианстве, таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной духовной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться выработать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, выработать стойкость и др.
Основная тема всех религий – дети и воспитание. В христианстве главная тема – мать и дитя, где мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего [Волков Г.Н.]. В христианстве утверждается святость материнской любви; все основано на Любви - любовь к Богу, любовь к Человеку, почитание старших, гармония в душе и в межличностных отношениях и общении между людьми.
Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей – нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль [1]. Особенно поучительны жития православных святых. Или кто будет спорить о благодатном воздействии на душу колокольного звона, торжественной службы, архитектуры, иконописной живописи и таинственного света свечей. Приобщение детей к религии как части духовной культуры человечества, поможет решить многие задачи, связанные с воспитанием и развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Литература:
  • Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999.
  • Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пос. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.
  • Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  • Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 1995.
  • Булатова Н.Д. Этнопедагогика. Метод.пос. – М.:МГУКИ, 2007.
  • Булатова Н.Д. Воспитание человека как высшей ценности общества: ценностный подход в современном образовании // Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2008. – 239 с. С. 18-21.
  • Религия мира. – М., 1996.
  • Философский словарь. – М., 1975.