Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
У меня есть все для счастливой и успешной жизни
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Воспитание сказкой


Н.Д.Булатова
кандидат педагогических наук
профессор МГУКИ

Эстетическое и духовно-нравственное воспитание
Такое воспитание начинается в семье уже тогда, когда ребенок, затаив дыхание, с блестящими от удовольствия глазами, с захватывающим интересом слушает первые сказки. Сказочные образы, действуя на воображение ребенка, вызывают в нем горячие чувства симпатии к смелым поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение ко всему злобному, низкому, прививают любовь к народному образному языку.

Сказка является одним из самых древних, увлекательных и таинственных методов воспитательного воздействия на внутренний мир ребенка, мощный инструмент развития.

Что же такое «сказка»? Почему дети так тянутся к сказке?

Сказка – это «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание», - так определил сказку В.И.Даль («Толковый словарь живого великорусского языка»). В народе – байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баутчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалась из поколения в поколение.

У разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы сказок. Но сказки каждого народа национально своеобразны.

Русская сказка – это живой родник народной мудрости. В русских сказках нашли отражение русская природа (березы, широкие поля, дремучие леса), свой особый животный мир и детали быта (русская печь, сени и т.д.), дается описание национальной одежды. В центре – герой, добрый, сильный, смелый, ловкий.

Сказочные персонажи не только эмоционально-привлекательные и социально значимые, но и помогают ребенку адаптироваться в жизни, несут моральную и эстетико-этическую значимость. Сказка, помимо всего прочего, полна яркими примерами достойного поведения. Добрый молодец, Царевич должен быть добрым и мужественным, Принц – учтивым и отважным, а Василиса–Прекрасная должна быть непременно красивая и смиренная, Василиса–Премудрая – сметливая, предусмотрительная.

К этим образам-идеалам обращались родители во все времена, воспитывая своих детей. На их основе формировались лучшие черты народного характера: трудолюбие и добротолюбие, милосердие, справедливость, честность, бескорыстность, совестливость и др. Обаяние сказочных образов всегда было мощным фактором впечатляющего воздействия на человека, особенно для детей. Благодаря этому в детских душах зажигается благородство и возвышенность чувств, помыслов, стремлений. Завораживающее воздействие сказочных образов Красной девицы и Доброго молодца, «краше которых нет на всем белом свете», на ребенка объясняется гармоничным единством духовного и телесного, проявляющегося в душевных и нравственных качествах, во внешнем виде, в манерах поведения, т.е. все то, что составляет облик совершенного гармоничного человека.

Странный, волнующий язык сказки ближе к тому миру, из которого ребенок появился. Ребенку хочется, чтобы с ним говорили на том древнейшим языком, каким является сказка.

Именно через сказку ребенок познает окружающий его мир, делает новые открытия в природе. Можно сказать, что сказка является проводником между миром ребенка и окружающим его миром.

Почти в каждой сказке уделяется внимание труду. С помощью сказки ребенок видит, как человек проявляет себя в трудовой деятельности, в чем заключается ценности и смысл труда. Через нее ребенок готовится к труду, она прививает ему одновременно с простейшими трудовыми навыками высокое уважение к труду.

Сказка учит ребенка жить, становится учебником жизни благодаря тому, что восприятие художественного образа пробуждает эстетические и нравственные чувства в их тесном единстве. С помощью сказки дети воспринимают тончайшие оттенки мыслей и чувств, ребенок проходит своеобразную школу воспитания чувств.

Главным средством психологического воздействия в сказке является метафора – ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяет эффективность сказки.

Сказка воспитывает ум, добрые человеческие чувства, способствует самовоспитанию, самосознанию.

Сказка также выполняет социализирующую функцию. В самом сказочном сюжете имеется определенная иерархия ролей. Ребенок сам на подсознательном уровне выбирает, какую роль он будет занимать. Сначала он примеряет каждую роль на себя, а потом выбирает ту роль, которая ему подходит и раскрывает его.

Следовательно, можно сказать, что сказка подразумевает под собой диагностическую функцию. Эта функция тесно связана с предыдущей, так как с помощью ролей, которые выбирает ребенок можно проследить развитие его в целом (физическом, психическом и социальном плане), почему он выбрал именно эту роль, а не другую, чем он объясняет свой выбор.

Таким образом, сказка является не только воспитательным средством, но и диагностическим и терапевтическим средством.

Сказки, а также поговорки, пословицы, загадки, которые хоть и «короче птичьего носа», по меткому выражению К.Д.Ушинского, но всегда представляют маленькую, посильную и занимательную задачу, помогают усваивать детям, что хорошо и что плохо, не только умом, но и чувством, вызывают желание подражать любимым героям в играх, поступках.


СКАЗКА ОТ НАЧАЛА НАЧИНАЕТСЯ,
ДО КОНЦА СКАЗЫВАЕТСЯ,
В СЕРЕДИНЕ НЕ ПЕРЕБИВАЕТСЯ…


РЕПКА
Посадил дед репку — выросла большая-пребольшая.
Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.
Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.


ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ
ЖИЛИ – БЫЛИ лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, у зайчика лубяная. Пришла весна-красна - у лисицы избенка растаяла, у зайчика — стоит по-старому.
Лиса попросилась у зайчика в избу погреться, да зайчика-то и выгнала. Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки:
— Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная; попросилась она ко мне, да меня ж и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорят собаки, — мы ее выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли к избенке:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А она им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Собаки испугались и ушли.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
— Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная попросилась она ко мне, да меня ж и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь! Собаки гнали—не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошли гнать:
— Поди, лиса, вон!
А она с печки:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
— Про что, зайчик, плачешь?
— Отстань, бык! Как мне не плакать! Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная; попросилась она ко мне, да меня ж и выгнала.
— Пойдем, я её выгоню.
— Нет, бык. не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и ты не выгонишь!
— Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
— Поди, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел.
Идет опять зайчик да горько-горько плачет, а ему навстречу петух с косою:
— Кукареку! Про что, зайчик, плачешь?
— Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная; попросилась она ко мне, да меня ж и выгнала.
— Пойдем, я выгоню!
— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и ты не выгонишь!
— Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она услыхала, испугалась:
— Погоди, — говорит, одеваюсь.
Петух опять:
— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
— Шубу надеваю.
Петух в третий раз:
— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала, он ее и зарубил косою и стал с зайчиком жить да поживать, да добра наживать. Вот тебе сказка, а мне кринка масла.