Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Успех ищет и находит меня
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Цели и задачи профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях модернизации образования


Чайка Р.П., педагог-психолог,
канд.психол.наук
Главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение образовательного процесса в школе, т. е. организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся [3]

С введением стандартов нового поколения происходит переход с предметно-центрированной к возрасто-центрированной модели взаимодействия с учениками. Выдвижение стратегических целей связывается с критически важными этапами возрастного и индивидуального развития человека.  Процесс реализации ФГОС делает необходимым описание модели психологического обеспечения образования, соответствующей новой парадигме.

Эта модель должна способствовать преодолению противоречия между ориентацией на достижение предметных результатов отдельных учебных дисциплин и необходимостью достигать метапредметных, и, тем более, личностных результатов, соответствующих психологическому возрасту детей. Это является новой задачей для психологической службы.

Приоритет личностных результатов над предметными (ЗУНы) с опорой на развитие качеств субъектности (метапредметные умения) ставит перед психологом актуальную задачу в режиме сотрудничества с педагогами формировать новую модель педагогической ответственности.

На современном этапе можно выделить три наиболее распространенных типа модели психологического обеспечения ФГОС. Они сложились в зависимости от типа ОУ (с разными требованиями к освоению ООП) и типа взаимодействия психолога со школой. Внутри каждой модели сложились релевантные ей подходы к диагностике образовательных результатов.
  • Модель «включения» Содержание программ, как правило, направлено на оказание помощи учителям в достижении метапредметных и личностных результатов. («Учись учиться», «Развитие психорегуляции», «Развитие коммуникативных умений»). Психолого-педагогическая диагностика  во многом передана педагогам, использует широкий арсенал педагогического наблюдения, метода экспертных оценок, карт и портфолио.
  • Интегративная модель В ОУ на определенной ступени (параллели) или для определенного класса реализуется образовательная метапрограмма  на основе анализа УМК. Внутри программы выявляются сквозные ведущие цели (в т.ч. и возрастного развития) на достижение которых направлены согласованные действия всех участников.
  • Компенсирующая модель реализуется, как правило, на договорных основаниях психолога центра и школы в оказании помощи детям (родителям, педагогам) в работе с группами риска, «трудными классами», детьми с особенностями развития. Договор между школой и ЦПМСС конструируется как соглашение разделенной ответственности. Психологи ЦПМСС берут на себя специализированные функции коррекции и развития (эмоциональных, поведенческих, личностных, познавательных особенностей детей, осложняющих для них процесс учебной деятельности и общения). Школа организует пространство  закрепления и дальнейшего развития нового опыта. [1]
Построение модели психологического обеспечения может исходить из соотнесения реальных запросов сторон (педагогов, родителей, администрации) и быть направлено на консолидацию усилий специалистов на решение психологической проблемы, а не педагогической/дидактической задачи.

Учет особенностей жизненно-важных задач возрастного развития позволяет целенаправленно моделировать целостное пространство обучения, воспитания как пространство развития, проводить отбор содержания образования и педагогических технологий  в логике педагогики взросления.

Психолог фактически приобретает статус «внутришкольного эксперта», а также модератора в процедурах согласования запросов.

Локус согласования может затрагивать острые, конфликтогенные темы образовательного пространства, в так называемых «зонах депривации»:
  • УМК и проблема выбора учебных программ и пособий.
  • Образовательные потребности детей (знать, уметь, выражать интерес, формировать  отношения) в соотнесении с базовыми потребностями (в безопасности, принятии, уважении, самореализации). Договор по этой позиции отразит согласие сторон в отношении требований к результатам ООП;
  • Образовательная среда, в которой взаимодействуют субъекты (учитель, ученик) качественные характеристики, которой напрямую сказываются на таких междисциплинарных результатах как физическое, психологическое здоровье и безопасность. Договор по этой позиции отразит согласие сторон в отношении требований к условиям ООП. Описание и психологическая экспертиза качественных характеристик физической, предметной, информационной, коммуникативной, культурной, субкультурной, лингвистической, экологической и иных сред представляет серьезную задачу для психологической службы.
  • Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации  образовательной программы [2].

Основные цели службы практической психологии в образовании — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. [4]

Следует помнить, что вся работа психолога в системе образования опирается на систему принципов:
  • Основной из них — принцип индивидуального подхода, предполагающий выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.
  • Принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества.
  • Принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, регламентированных соответствующими документами.
  • Принцип многообразия форм и методов работы, позволяющий избежать ограниченности психолога и бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям.
  • Принцип нравственности, позволяющий психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности.
  • Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту.
  • Принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и профессиональному выгоранию на работе.


Литература
  • 1. Думчева А.Г. Построение модели психологического обеспечения реализации ФГОС в образовательном учреждении
  • 2. Маркушева М.Е. Психологическое обеспечение образовательных программ с учетом новых федеральных государственных требований
  • 3. Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие авт.-сост. Е. В. Матвеева. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007.
  • 4. Шингаев С.М. Роль психолога в образовательном пространстве школы