Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Любовь к себе открывает двери к процветанию и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ


Кунакова Н.Ю. – директор МБОУ
Центра ПМСС «Успех», к.п.н.


«Один человек искал идеальное место. Искал он долго. И вот в далёкой стране нашёл он место, где ему было хорошо. Он бродил по городу, который ему так понравился, и смотрел вокруг. Но когда он забрёл на кладбище, он ужаснулся. На всех надгробиях даты смерти указывали, что эти люди жили два-три года с точностью до прожитых часов.
В страхе человек побежал вон из города, но на площади столкнулся со стариком. В ужасе человек закричал:
- Вы чудовища! Вы убиваете ваших детей?
Старик показал ему книжечку, которая висела у него на шее на цепочке, и сказал:
- Когда ребёнок у нас достигает зрелости, мы даём ему такую книжку. И каждое мгновение, каждую минуту или час настоящего счастья в нашей жизни каждый из нас заносит в эту книгу. После смерти же все эти мгновения мы складываем.
И это – настоящие дни нашей жизни».


15 летняя практика работы с детьми в нашем Центре позволяет мне выделить два главных аспекта статуса школьника, имеющего трудности в обучении и развитии. Первый аспект - это состояние его психологического здоровья. Второй аспект – качество образовательной среды, в которой учится ребенок.

Сейчас очень многие образовательные учреждения занимаются проблемой здоровья детей, введением здоровьесберегающих технологий, разрабатывают программы профилактики нарушений здоровья.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения – улучшение состояния психологического здоровья.

Выделяют следующие уровни психологического здоровья:

  • Высший уровень – креативный. К нему можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.
  • Средний уровень – адаптивный. Это школьники, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Существуют валидные методики измерения ситуативной и личностной тревожности у детей и подростков, которые могут помочь  психологам образовательных учреждений получить данные о состоянии психологического здоровья детей. Далее я вернусь к этому вопросу. К адаптивному уровню здоровья можно отнести большинство подростков 11-14 лет.
  • Низший уровень психологического здоровья – дезадаптивный. Он представлен двумя противоположными тенденциями. На одном полюсе дети, которых  характеризует стремление приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, попытаться полностью соответствовать желаниям взрослых. Как правило, такие дети имеют невротические проявления и высокий уровень тревожности. Противоположный полюс дезадативного уровня психологического здоровья имеют дети,  демонстрирующие активно-наступательную позицию, стремятся подчинить окружение своим потребностям. Отличительной их особенностью является  негибкость поведенческих стереотипов, недостаточная критичность. Можно сказать, что все дети, направленные к нам на консультацию, могут быть отнесены к дезадаптивному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Существовал диагноз «школьная дезадаптация», но на самом деле  за ней кроется проблема нарушения психологического здоровья ребенка.
Попадая в образовательную среду школы, ребенок фактически начинает осваивать две программы: учебную и программу социализации. Он должен ощущать свою состоятельность в учебной деятельности, в коммуникации с учителями и сверстниками, вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы. Эмоциональная и социальная жизнь ребенка очень важна, потому что формирует его представления о себе как успешном или неуспешном.

Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружающую ребенка образовательную среду:
  • школьное пространство (освещенность, мебель, обстановка, питание, режим и пр.);
  • социально-культурные факторы (статус в классе, межличностные отношения, вовлеченность в общественную деятельность);
  • психолого-педагогические факторы (сложность программы, требования школы и возможности ребенка им соответствовать).
В разные периоды обучения значимость этих факторов меняется. Это успешно доказали наши коллеги из Гимназии № 9, которые вот уже много лет изучают условия создания психологически комфортной среды в школе. Легче всего повлиять на физические факторы. Труднее обеспечить ребенку соответствующую его возможностям учебную нагрузку. Однако наиболее важными для здоровья ребенка являются конструктивные  межличностные отношения с учителями и сверстниками, приобретение навыков сотрудничества, социальная компетентность, умение вести себя в конфликтных ситуациях. От этого во многом зависит психологическое здоровье школьника. В практике работы школ, лицеев, гимназий нашего городского округа  существует богатый опыт реализации психологических программ обучения детей  жизненным навыкам, развития личностных компетенций, толерантного поведения. Эти занятия имеют положительный эффект, так как способствуют формированию адекватного отношения ребенка к сложным и противоречивым жизненным событиям а, следовательно,  повышению его стрессоустойчивости. Особенно полезны профилактические программы для школьников адаптивного уровня психологического здоровья. Сегодня вам будет представлен опыт работы психологов школы-сада №24 «Рябинушка» и Лицея №17. Для педагогов-психологов тема психологического здоровья школьников является основной на протяжении последних трех лет.

Специалисты  Центра «Успех» занимаются проблемами нарушений психологического здоровья школьников, в числе которых невротические состояния, эмоциональные расстройства, нарушения поведения и стойкие трудности в усвоении школьной программы.

Любовь к себе, позитивный «образ-Я»  - ключевой  показатель психологического здоровья человека. В процессе взросления этот образ развивается, приобретает все новые качества и становится стержнем самооценки. Данные скрининга психологического здоровья школьников 10-12 лет показывают, что только 40% младших подростков оценивают себя позитивно.

Для укрепления психологического здоровья все программы занятий в Центре  включают три основные задачи сопровождения:
  • формирование у детей и подростков позитивного «образа – Я»
  • удовлетворение потребности в самоуважении
  • разрушение образа неудачника
С позиций гуманистической психологии, создавая среду, удовлетворяющую потребности ребенка в позитивном внимании и одобрении взрослых, мы способствуем самореализации личности. Для развития личности особенно подростку важно опираться на положительные стороны своего «Я», поэтому  необходимо помочь ему научиться видеть, понимать и уметь опереться на свои достижения. Нередко у подростков присутствует выраженная защита своего внутреннего мира от взрослых, следствием чего может быть возникновение чувства одиночества.

На сайте Центра можно найти тематические материалы для родителей, посвященные приемам и способам регуляции психических состояний у школьников в трудных жизненных ситуациях: «Календарь радости», Двигательные игры-разминки, приемы переключения внимания, проговаривание чувств, использование «Я-высказываний», приемы психологической поддержки, памятки-рекомендации и др.

Психологическая безопасность образовательной среды может быть эмпирически исследована через ряд показателей, которые можно не только описать, но и измерить. Среди них наиболее важные следующие:
  • отношение к школе;
  • удовлетворенность основными характеристиками образовательной среды
  • защищенность от психологического насилия.
Снижение психологического насилия в образовательной среде является основным направлением  по обеспечению психологической безопасности и укреплению здоровья школьников, а также профилактики зависимостей, прежде всего от ПАВ. Администрации школ необходимо уделять пристальное внимание фактам психологического насилия.

Каждое образовательное учреждение, заинтересованное в сохранении психологического здоровья своих воспитанников, должно разработать свою программу создания психологически безопасной образовательной среды.