Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я открываю в себе мудрость, необходимую для успешной жизни
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ

Выступление на ММО педагогов-психологов образовательных учреждений городского округа Химки 20 ноября 2012 года
Кунакова Н.Ю. директор Центра, педагог-психолог

За 15 лет работы Центра накопился достаточный опыт психологического сопровождения подростков, имеющих проявления школьных трудностей и социальной дезадаптации. Статистика приема школьников свидетельствует о росте числа подростков, получающих услуги по сопровождению в Центре. Так, в прошлом году у нас наблюдались: 231 школьник 11-12 лет, 60 ч.12-15 лет и 17 старшеклассников, то есть более 300 человек. Эти цифры свидетельствуют о динамике спроса на психологическую помощь подросткам. Основная масса обращений касается школьной неуспеваемости, реже – проблем поведения и отношений в семье.

Главная цель нашей работы подростками – укрепление их психологического здоровья. Ольга Хухлаева, д.п.н. определяет психологическое здоровье подростков как систему, состоящую из трех компонентов:
  • Образ «Я», самооценка;
  • способность к личностной рефлексии;
  • потребность в саморазвитии
На основании психологических исследований развития личности в онтогенезе и современных концепций воспитания, как целенаправленного управления процессом развития личности школьника, задачи сопровождения подростка следующие:
  • формирование у него позитивного «образа –Я»,
  • удовлетворение потребности в самоуважении,
  • разрушение образа неудачника.
Эти закономерности развития личности были разработаны ведущими представителями отечественной и зарубежной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) самосознания и деятельности. Поддержка необходима школьнику прежде всего в периоды, являющимися кризисными, поворотными пунктами в развитии. При этом важно актуализироввть «внутреннюю позицию» школьника, то есть отношение его к действительности и связанные с эти переживания. Гуманистическая психология определяет цели воспитания как создание среды для самореализации личности, условием которой является удовлетворение потребности ребенка в позитивном внимании и одобрении взрослых. К.Роджерс в качестве основополагающих признаков личностного роста называл:
  • принятие себя,
  • открытость внутреннему опыту,
  • ответственную свободу,
  • целостность, а среди интерперсональных критериев особенно значимы
  • социализированность и адаптивность.
Большой интерес вызывают исследования практической психологии, психотехнологии, открывающие способы личностного роста. Следует заметить, что никакие психологические приемы и техники не могут принести устойчивого личностного роста, если они не включены в деятельность, направленную на саморазвитие школьников.

Для развития личности подростку важно опираться на положительные стороны своего «Я», поэтому  необходимо помочь школьникам научиться видеть, понимать и уметь опереться на свои достижения. В работе с подростками акцент делается на позитивное видение мира и себя в нем, активную помощь выстраивания образа себя, как «успешного» через реализацию развивающей интегративной технологии педагогической поддержки.

Известно, что в подростковом возрасте частично разрушается личностная целостность. За счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении. Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Чтобы поддержать позитивный «образ-Я», временно ослабевший,  необходимо удовлетворить потребность подростка в любви и принятии. Иногда для этого приходится возвращаться к средствам общения с более маленькими детьми (словесные и тактильные поглаживания). Отличие здесь в том, что подросток уже может не только принимать любовь, но и отдавать ее. Важно создавать такие ситуации общения, в которых подросток может проявить заботу о ком-то, то есть действенно проявлять свою взрослость.

Важным условием развития рефлексивных способностей подростков является возможность удовлетворять потребность в самораскрытии. Раскрывая себя другому, он открывает себя сам. Способность к внутреннему диалогу с самими собой развивается постепенно. Нередко у подростков присутствует выраженная защита своего внутреннего мира от взрослых, следствием чего может быть искажение рефлексивных процессов и возникновение чувства одиночества. Иметь возможность говорить на любые темы, которые волнуют, высказывать свое мнение, отличное от других – важные условия развития рефлексии.

1. Диагностика  и оценка личностной идентичности подростка
Основное новообразование подросткового образа – чувство взрослости, которое возникает в результате переживания подростком кризиса. Оптимальным результатом прохождения кризиса можно считать достижение личностной идентичности. то есть личностной целостности, осознание своей индивидуальности, постижение своих возможностей. Понятие личностной идентичности активно разрабатывается в современной зарубежной психологии в двух направлениях. Одно из направлений берет начало в психоанализе и опирается на теорию Эрика Эриксона. Второе направление объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов.

Эриксон определил идентичность, как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Это касается восприятия себя как тождественного, осознания непрерывности своего существования во времени и осознания факта, что другие признают мою непрерывность. По мере взросления человек осознает связь между всем, что он пережил в детстве и тем, что он предполагает пережить в будущем, между тем, кем он хочет быть и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе. Обладать идентичностью – это значит:
  • ощущать себя, бытие своей личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия;
  • прошлое, настоящее и будущее воспринимается как единое целое;
  • ощущать связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми.
Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении. то есть личностной целостности, осознание своей индивидуальности, постижение своих возможностей. Эриксон  выделял позитивную и негативную идентичность. Но данное им понятие слабо структурировано и не может быть исследовано эмпирическим путем. Последователи другого направления предложили свою трактовку идентичности.  Дж. Марсиа определил идентичность, как «структуру эго – самосоздающуюся динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории».

Он предположил, что данная структура феноменологически проявляется через паттерны «решения проблем». Так, подросток, для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как идти  учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.д.

Это дает осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности осмысленность своей жизни. Другой автор, А. Ватерман, включает в структуру идентичности цели, ценности и убеждения, делая акцент на ценностно- волевой составляющей идентичности. Он выделяет 4 сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:
  • выбор профессии и профессионального пути;
  • принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;
  • выработка политических взглядов;
  • принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
Такой операциональный подход позволяет выделить наличие или отсутствия кризиса идентичности или состояние поиска идентичности и наличие или отсутствие единиц идентичности – личностно значимых целей, ценностей, убеждений.

Для исследования идентичности Дж. Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью.

Достигнутая идентичность – состояние личностного развития, когда человек прошел период кризиса идентичности и самоисследований, и   у него сформировалась система целей, ценностей и убеждений. Он знает кто он и что он хочет и, соответственно, структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремление придерживаться избранного направления. Однако часть подростков по ряду причин не достигает идентичности. В этом случае последующие возрастные кризисы протекают очень болезненно, особенно юношеский в 18 лет. Второй вариант – стагнация в развитии личности и ранняя личностная инволюция.

Процесс сопровождения школьника в Центре начинается с процедуры обследования. Оно предусматривает три стадии:
  • упрощенное (скрининг);
  • комплексное (ПМПК);
  • специализированное
Скрининг (первоначальная оценка) позволяет выявить только наличие проблемы, но не позволяет составить программу сопровождения. Скрининг – это относительно элементарная оценка, которая дает первоначальное, базовое представление о ребенке. Отличительные особенности скрининга следующие:
  • непродолжительность во времени (до 30 мин.);
  • простота интерпретации данных.
Комплексная оценка развития ребенка требуется для постановки психологического диагноза в случае нарушений развития. Специализированное обследование проводится по запросу  и представляет собой углубленную диагностику какого-либо компонента психологического развития ребенка, либо его системы отношений.

В работе школьного психолога скрининг должен занимать значительное место, так как он позволяет выявить проблемы и оценить степень их влияния на состояние психологического здоровья школьников.

Скрининговые техники или оценочные инструменты весьма разнообразны и их использование зависит от целей скрининга и конкретной ситуации.
Мы используем в работе с подростками следующие инструменты:
  • Анкета для диагностики типа личностной идентичности подростка
  • Оценка анамнеза
  • Полуструктурированное интервью
  • Функциональные пробы, в том числе, с использованием компьютерных программ
Медицинский скрининг учащихся с повышенным риском социальной дезадаптации включает в себя три блока тестов, в том числе блок психологического здоровья:
  • тест цветового выбора Люшера (тревожность, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость)
  • тест Айзенка (экстраверсия, нейротизм)
  • тест Спилбергера (личностная и ситуативная тревожность)
Трудности в принятии себя у подростков.

Любовь к себе, позитивный «образ-Я»  один из показателей психологического здоровья человека. В процессе взросления этот образ развивается, приобретает все новые качества и становится стержнем самооценки. Данные скрининга показывают, что

2. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков

Формирование у подростков умения любить себя, позитивного «Образа – Я».

Воодушевляющие высказывания, которые применимы в общении с подростками, направлены на подкрепление усилий подростка в самопонимании и самоутверждении. При этом отсутствует оценка, а общение строится по типу «Взрослый-Взрослый». Например: «»Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Я вижу, как ты напряженно работаешь», «Ты сам нашел способ сделать так, что все получилось», «Ты так говоришь об этом, что я понимаю, что тебе это нравится». Очень важно подчеркивать ценность собственного мнения подростков, его право на точку зрения, отличную от взглядов окружающих. На занятиях психолог должен проявлять внимание к любому мнению подростка. При этом необходимо замечать не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при себе.

Формирование у подростков способностей к рефлексии

Первым шагом к рефлексивному самосознанию является формирование внутренней позиции наблюдателя. Способность отстраняться, прерывать текущий ход событий с целью осмысления, оценивания, проверки связей между существующей ситуацией и образцом. Это обсуждение с самим собой возникающих вопросов, недоумений, трудностей, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидаемое. Результатом всякой рефлексии может быть либо позитивная самооценка, либо негативная. Во втором случае формируется невротическая личность, признающая свои недостатки как оправдание отказа от деятельности, вплоть до выключения от реального мира.

Побуждение к содержательному оцениванию результатов своих действий по типу «кем я был» и «кем я стал».

Вербализация чувств помогает подростку лучше понять себя и других

Быть образцом хорошо «рефлексирующего» взрослого

Использовать в общении «Я-высказывания»

Формирование у подростков потребности в саморазвитии
Многие психологи и психиатры отмечают, что в подростковом возрасте основным страхом является страх смерти. В исследовании О.Дружининой на предложение закончить фразу «Большинство моих знакомых не знает, что я боюсь…» 78% подростков написали «заболеть неизлечимой болезнью: СПИДОМ, раком», «тех мучений, которые могут ждать любого перед смертью», «несчастного случая», «войны». При составлении рассказов по картинкам неопределенного содержания подростки использовали тему смерти, чаще всего как результата убийства или болезни, реже самоубийства. Все это свидетельствует о страхе смерти. Подростки не сообщают об этом взрослым и даже отрицают наличие такого страха. Но если посмотреть на их поведение, то за стремлением подростка к различным рискам просматривается стремление победить страх перед смертью. Именно психологическая работа со страхом смерти может снизить у подростков уровень этого страха, поможет подойти к осознанию смысла жизни. В нашем обществе отсутствует обряд инициации  в обретении взрослого «Я», как это было принято в древности. Молодой человек приходит к пониманию себя, своих прав, сил и возможностей самостоятельно, часто через трудную внутреннюю работу. В это момент формирования идентичности появляется страх потери себя, своей личности.

Подростки защищаются от страха смерти либо депрессией, либо негативизмом, либо агрессивностью. По выражению Франсуазы Дальто в подростковом возрасте «умирает детство» и считает, что нужно предоставить возможность им говорить об этом. Такие беседы снижают уровень страхов у подростков и подводят его к осознанию смысла собственной жизни.

Принципы работы с подростками
  • Быть готовым (Знать подростков и знать себя) Читать подростковую литературу, знать героев, музыку, фильмы. Реально оценивать уровень развития их культуры, нравственности. Ответьте себе честно на вопрос, почему вы хотите работать с подростками. Ваша мотивация на чем-то основана, есть ли вопросы, которые вас беспокоят)
  • Быть искренним (Не притворяться, не обещать) Если вы чего-то не знаете, честно признайтесь. (Например, можете ли вы назвать 10 предметов, о которых мечтает современный подросток)  Говорите только правду. Если вы не можете предложить ничего скажите открыто.
  • Быть открытым (Ничего не ожидать. Принимать все)
  • Не напрягаться (Быть осторожным. Помнить о цели)
  • Быть самим собой.