Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я иду по пути процветания и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Федотова Людмила Александровна

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее
Пол Торренс

Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему одаренности в число основных. Этим объясняется высокий интерес к ней со стороны исследователей и практиков.

С точки зрения практико – ориентированного подхода в фокусе образовательных учреждений постановка задачи выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и подростков прослеживается в создании мотивирующей среды, оказания методической помощи педагогам, и собственно непосредственной работы с самими обучающимися и их родителями, поэтому аспекты работы в данном направлении многогранны. Сегодня готовы поделиться опытом организации работы с самими обучающимися. Но сначала хотелось бы определиться с понятиями. В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться. Придерживаясь данного принципа, что каждый ребенок уникален и отмечен даром природы – способностью к творчеству была создана психолого-педагогическая программа по развитию креативности «Новые горизонты», которая помогает формировать условия для каждого обучающегося в реализации его творческого потенциала.

Востребованность данного направления работы с точки зрения родителей, педагогов, работодателей и обучающихся можно определить следующими компонентами:
  • существует объективная потребность современности в квалифицированных, конкурентноспособных кадрах, обладающих развитым дивергентным и конвергентным мышлением, психологически подготовленных к творческой деятельности, к постоянному поиску средств повышения производительности труда. Данные характеристики – не что иное, как составляющие определения креативности - одного из факторов проявления одаренности. Поэтому, стратегическая цель обучения заключается не только в получении определенной суммы знаний или повышения их качества, но, прежде всего – в развитии необходимых свойств творческой личности, жизненной потребностью которой является создание новых знаний, ведущих к созидательному процессу;
  • если педагоги и обучающиеся умело используют гибкость, беглость, оригинальность мыслительной деятельности в решении образовательных задач, соотносят их с практическим применением в будущей профессиональной деятельности, то сам образовательный процесс преображается и способствует созданию здоровой, творческой атмосферы, повышает успешность, самооценку и мотивацию к познавательной и профессиональной деятельности.
  • большинство родителей заинтересованы в подтверждении, что их ребенок уникален и имеет высокий творческий потенциал, благодаря чему возникает внутрисемейная общность, что способствует развитию глубокого самосознания учащихся.
  • так как для старших школьников актуальным является вопрос профессионального самоопределения, то участие в данной программе стимулирует у них активность и осознание целей и стремлений относительно своего профессионального будущего.

Данная программа разрабатывалась на протяжении восьми лет и прошла апробацию в период с 2009 по 2012 г.г. с обучающимися и преподавателями художественно-графического отделения и отделения специальной педагогики ГБОУ Педагогического колледжа № 16 г. Москвы, с 2012-2013 уч. года в ГБОУ Технологическом колледже № 14 г. Москвы со студентами факультета « Ресторанный бизнес», 2014-2015уч.г. ГБПОУ «1-й МОК» (общее количество участников более 300 человек).

В 2015-2016 уч.г. была реализованана базе лицея № 12 городской округ Химки с учащимися 10 классов, а также доступна для всех старшеклассников городского округа Химки на базе МБУ Центр ППМСП « Успех» (информация на сайте http://www.uspeh-centr.ru/ ). Все участники программы получили именные сертификаты, индивидуальные структурные профили творческих характеристик и возможность стать волонтерами при реализации программы в других образовательных учреждениях.

Также опыт работы по программе частично представлен в сборнике материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества» (Москва 2011, стр.299), а также в пособии для педагогов-психологов «Методические рекомендации для педагогов – психологов по проведению игротренинговых занятий с обучающимися колледжей» - М, 2012. Был проведен ряд мастер-классов для педагогов – психологов системы среднего профессионального образования по тематике данной программы при поддержке Учебно-методического Центра по профессиональному образованию г. Москвы, на всероссийском уровне – опыт работы представлен на всероссийской мастерской «Новые технологии для новой школы -2014» в рамках Всероссийского форума «Обучение, воспитание, развитие» г. Сочи. Программе присвоен гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях».

Программа «Новые горизонты» рассчитана на обучающихся подросткового и юношеского возраста от 14 лет и старше. Возможно использование, как с учащимися 10-11 классов общеобразовательных школ, так и в системе среднего профессионального образования со студентами 1-2 курсов.

Цель и задачи программы: - содействие личностному и профессиональному самоопределению молодежи через развитие личности креативного типа, способной планировать свою карьеру и реализовывать профессиональные замыслы в практической деятельности. Задачи: - осознание участниками ценности креативных черт собственной личности; - формирование эмоционально положительного отношения к творческому процессу в различных сферах деятельности;-активизация дивергентных функций интеллекта;- развитие социально-коммуникативных навыков, необходимых для современного образа жизни;- актуализация таких личностных качеств, как уверенность в себе, решительность, независимость, целеустремленность, позитивное самоотношение, способность отстаивать свое мнение, способность к риску и экспериментам.

В основу разработки данной программы легли научные идеи таких известных отечественных и зарубежных исследователей, какЛ. С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Б.М.Теплов, Д. Б. Богоявленской, В.С. Мухина, Д.Н. Узнадзе, А.М.Матюшкина, понятие о духовных способ­ностях В. Д. Шадрикова, теория профессионального выбора Ф. Парсона, теория профессионального развития Е. Гицберга и другие.

Юношеский возраст характеризуется новой социальной ситуацией развития. С одной стороны, юноши и девушки еще зависимы от родителей, которые готовят их к предстоящей самостоятельной жизни, а с другой — находятся под воздействием сверстников, чьим общественным мнением они дорожат. Социально значимыми факторами для старшего школьника становятся самоопределение, выбор профессии, перспективы жизненного пути, социальный престиж. Новая социальная позиция изменяет его отношение к обучению, его задачам, целям, содержанию. Происходит переоценка ценностей с точки зрения их пользы для будущего. Под этим же углом зрения изменяется и отношение к разным сторонам школьной жизни. Как известно, ведущим видом для старшего школьника является учебно-профессиональная деятельность. Однако умственная деятельность приобретает особое значение, становится более устойчивой и эффективной. Расширяются возможности познания (новый курс дисциплин — теоретических и практических), появляется интерес к различным областям деятельности (производство, художественная деятельность, спорт), возникают новые связи с окружающим миром. Новый характер умственной деятельности сказывается на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления.

Мышление в юношеском возрасте приближается к мышлению взрослого. В целом, познавательные возможности отличаются повышением умственной деятельности, способностью к постижению отвлеченного, абстрактного материала, произвольностью интеллектуальной деятельности. Познавательные интересы определяют выбор профессии, что изменяет отношение юноши к учебной деятельности, которое, в свою очередь, зависит от мотивов его поведения. Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. Идет развитие общих и специальных способностей. Индивидуализация обучения, предусматривая развитие самостоятельности и специализацию умственных способностей, формирует индивидуальный стиль умственной деятельности, как устойчивой совокупности индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

С методологической точки зрения, программа основана на следующих принципах:
  • Принцип веры в уникальность и творческий потенциал каждого юноши и девушки. (Каждый человек может многое, главное найти ключ к его внутренним ресурсам.)
  • Принцип свободы выбора. (В любом обучающем или развивающем действии, где только можно предоставлять учащимся свободу выбора, с одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.)
  • Принцип деятельности. (Освоение психологических знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.)
  • Принцип идеальности. (Максимально использовать возможности, знания, интересы и возрастные особенности самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе занятий.)
  • Принцип единства семьи, образовательного учреждения и общества. При взаимном уважении и диалоге педагогического коллектива, представителей законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, и родителей и их детей с другой стороны, возможно развитие и поддержка творческого потенциала молодого поколения в образовании.
  • Принцип исследовательской творческой позиции. (Осознание участниками занятий своих личностных ресурсов и особенностей через конструирование ситуаций, которые тренируют новые способы поведения.)
Для реализации цели и задач программы использованы такие методы: анкетирование, психодидактический метод, тестирование, методы ТРИЗ - педагогики, наблюдение; техники - групповая дискуссия, проективные рисунки, развивающие кинезиологические упражнения, самоописание.

Этапы реализации программы: диагностический, практико-ориентированный, синергетический, рефлексивный.

Первым этапом работы является входная диагностика по развитию креативности. Методическим инструментом выбраны модифицированные креативные тесты Ф.Вильямса, предназначенные для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет. Тесты стандартизированы, имеются российские нормативные данные. Методика описана в книге Е.Е. Туник «Модифицированные креативные тесты Вильямса» [21]. По результатам диагностики каждый участник программы получает свой структурный профиль творческих характеристик и узнает какие стороны своего творческого потенциала надо развивать дальше, что можно использовать в качестве ресурсов для достижения поставленных целей относительно своего будущего.На этом этапе педагоги и родители являются активными участниками, так как становятся экспертами по оценке творческих характеристик учащихся, пожелавших пройти данный курс.

Второй этап работы «практико-ориентированный» – проведение курса развивающих занятий под названием «Новые горизонты», который рассчитан на 10 занятий, продолжительностью по два академических часа (Пример одного из занятий см. в приложении). Отличительная особенность данных занятий в том, что они носят проблемно-игровой комплексный характер. Каждая задача обязательно затрагивается в той или иной части, и все упражнения объединяются общей темой. Структура каждого занятия предполагает: приветствие, динамическую разминку в кругу, тематическое путешествие с использованием различных методик, направленных на решение поставленной проблемы, время для странички финансовой грамотности, динамическую заминку и рефлексию. Также занятия построены так, что могут использоваться автономно в зависимости от целей организаторов образовательного процесса учреждения. Игры и упражнения, использованные на занятиях, лишь в небольшой их части являются оригинальными. В основном это хорошо известные психологам, разработанные в различных направлениях психологического тренинга, других видах активной психологической работы, методы и приемы, несколько измененные в зависимости от целей работы.

В процессе занятий старшеклассники погружены в атмосферу первооткрывателей своих уникальных творческих способностей, знатоков технологий эффективных решений нестандартных задач, и подобно, древнеегипетской царицы Нефертити, осваивают азы кинезиологической науки молодости, гармонизации и креативности. И актуализируют такие личностные качества, как уверенность в себе, решительность, независимость, целеустремленность, позитивное самоотношение, способность к риску и экспериментам, что дает возможность свободы выбора в различных социально-бытовых и профессиональных ситуациях.

Третий этап работы - «синергетический» связан с педагогическим коллективом и родителями участников занятий. Осуществление этого этапа идет параллельно со вторым. Этот этап возможен, если педагоги сами находятся в состоянии постоянного развития, то есть творческий потенциал является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Кроме добровольного участия педагогов в совместных занятиях курса, используются следующие формы работы с педагогическим коллективом: практикумы по введению в предметные циклы элементов ТРИЗ - педагогики; знакомство с кинезиологической программой А. Сиротюк [13] с целью введения кинезиологических физкультурных пауз в учебном процессе; выступления и групповые консультации для классных руководителей, а также организационно-деловые игры и упражнения на педагогических советах.

Работа с родителями носит индивидуальный консультативный характер и, естественно, зависит от желания родителей. Родители могут стать участниками и самих развивающих занятий, или выполнять отдельные домашние задания (как вариант, написание писем своим детям с открытыми вопросами, эссе о смысле жизни и будущего своих детей, создание совместных коллажей и т. д.)

Четвертый этап - рефлексивный. Цель этого этапа заключается в итоговой диагностике креативности участников занятий по методике Ф. Вильямса. Как правило, уровень креативности от первоначальной диагностики поднимается вверх, к границам стандартных отклонений выше нормы. На этом этапе участники получают ключ к подсчету креативных характеристик по методике Ф.Вильямса и становятся потенциальными волонтерами при работе с другими участниками программы: по диагностике, моделированию и организации последующих развивающих занятий.

В результате прохождения занятий по развитию креативности участники получают широкие возможности свободы выбора в различных социально-бытовых и профессиональных ситуациях, происходит внутренняя гармонизация организма, повышается уверенность в себе, в своих способностях, успешности в дальнейшей жизни. (Это отмечают педагоги, родители и сами участники.) Педагоги, создав свою оптимальную педагогическую технологию, приобретают свой стиль в обучении, и на этой базе формируют творческую оригинальность преподавателя. Родители находят подтверждение, что их ребенок уникален и имеет высокий творческий потенциал, возникает внутрисемейная общность, что способствует развитию глубокого самосознания учащихся.

Для образовательного учреждения в ходе реализации программы основными результатами можно считать выявления учащихся с повышенными образовательными потребностями и признаками одаренности; активизация работы ученического самоуправления; привлечение участников программы к реализации творческих проектов в учебно-воспитательном и учебно-производственном процессах; повышение познавательной активности учащихся и педагогов.

Список использованных источников:
  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
  2. Бубнова Г. «Психологическая настольная игра для подростков» // Газета «Школьный психолог» № 8 ,2009
  3. Вачков И.В. Приключения во Внутреннем Мире.- М.: Ось-89, 2002.
  4. Вачков И.В. Психологическая игра «Метафора моей жизни» // Газета «Школьный психолог» № 8 ,2007.
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М: Вита-Пресс, 2002.
  6. Кессон Герберт Н. Аксиомы Бизнеса. – Минск,1995.
  7. Лизинский В.М. Избранные педагогические страницы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
  8. Маленкова Л.И. Человековедение, М.1993 .
  9. Методическое пособие по развитию творческого воображения детей «Икар -1» / Авторы-составители Иванов С.В., Иванова М.И., Макмак Л.В. -Краснодар,1993.
  10. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. - М: Гея,1994.
  11. Роберт Кийосаки, Шарон Лечтер «Богатый папа, бедный папа» - http://vk.com/doc50654407_108766780
  12. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Асаdema, 2000.
  13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М.: Генезис, 2001.
  14. Страунинг А.М. Методы активизации мышления. – Обнинск,1994.
  15. Степанова Л.И. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. - М.: ЦГЛ, 2006.
  16. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса – СПб.: Речь,2003.
  17. Фелленц Д. Первая вершина. Путь к поступку. - М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996.
  18. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М.: Владос - Пресс, 2004.